Здесь будет рассмотрена версия торцевого уплотнения из карбида вольфрама и карбида кремния с масляной смазкой. Оно встречается в большинстве насосов Gorman-Rupp серии T (шламовые), серии S (погружные), серии PA (Prime Aire (с принудительным всасом)) и промышленных насосах (серия 0, серия 10 и серия 80). Узнаем, в чем особенности этого торцевого уплотнения, почему Gorman-Rupp использует именно его, зачем оно нужно и как его заменить.
Карбид вольфрама — это материал, из которого изготавливают поверхности торцевого уплотнения. Материал двухкомпонентный: вольфрам и углерод соединяются в карбид вольфрама в матрице. В данном случае материалом является кобальт. Поверхность торцевого уплотнения формируется путем помещения комбинированных материалов в форму под воздействием экстремального давления и температуры.
Спеченный карбид кремния — это материал для изготовления поверхностей торцевого уплотнения. Карбид кремния обладает высокой износостойкостью, а также хорошими механическими свойствами, включая температурную прочность и стойкость к термическому удару. Карбид кремния, как техническая керамика, производится двумя основными способами. Реакционно-связанный карбид кремния изготавливается путем пропитки прессованных порошковых деталей из смесей карбида кремния и углерода с жидким кремнием. Кремний реагирует с углеродом, образуя карбид кремния. Продукт реакции связывает частицы карбида кремния. Спеченный карбид кремния производится из чистого порошка карбида кремния с неоксидными спекающими добавками. Используются обычные процессы формования керамики, и материал спекается в инертной атмосфере при температурах до 2000°C или выше.
Двойные плавающие, самовыравнивающиеся — это характеристика, которая описывает свойства неподвижных и вращающихся поверхностей торцевого уплотнения. Эластомеры, прилегающие к поверхностям торцевого уплотнения, позволяют поверхностям уплотнения изменять угол наклона из-за отклонения вала и выравниваться.
Масляная смазка — описывает способ смазки торцевого уплотнения. Масло, подаваемое через резервуар в конструкции насоса, позволяет масляной пленке поддерживать поверхности торцевого уплотнения и способствует передаче тепла от них.
В конце 1950-х годов компания Gorman-Rupp разрабатывала линейку погружных насосов. Торцевое уплотнение для этой линейки должно было быть прочным и надежным, поскольку насосы были предназначены для работы с сильно загрязненными жидкостями. У крупного производителя торцевых уплотнений John Crane спросили, сможет ли карбид вольфрама, который тогда продавался под маркой «карболой» (carboloy), работать в паре с таким же материалом в качестве поверхностей торцевого уплотнения. Специалист компании John Crane ответил, что это невозможно.
Этот ответ не устроил Gorman-Rupp – компанию, в которой придерживаются принципа «все возможно». Поэтому Gorman-Rupp закупила оборудование для изготовления поверхностей торцевого уплотнения из карбида вольфрама. В результате оказалось, что этот материал можно использовать в качестве поверхности торцевого уплотнения, и он лучше любого другого доступного материала. Остальная часть узла была спроектирована вокруг узла торцевого уплотнения серии T, что позволило увеличить прогиб вала по сравнению с существующими конструкциями торцевых уплотнений. Идея конструкции этого блока принадлежала менеджеру по обслуживанию.
Следующим шагом стала установка торцевого уплотнения в насосы для полевых испытаний. Эта конструкция оказалась настолько удачной, что была запатентована и до сегодняшнего дня остается практически неизменной. Единственное исключение – конструкция картриджа, в которой компоненты скрепляются как единое целое, а не первоначальный способ сборки.
Gorman-Rupp стала первой компанией, использовавшей «карболой» как для неподвижных, так и для вращающихся поверхностей торцевого уплотнения. Этот материал был первым, представленным в линейке погружных насосов для подрядчиков. Он превратился в карбид титана, который сегодня широко известен на рынке торцевых уплотнений. В последние годы карбид вольфрама считается предпочтительным материалом для изготовления торцевых уплотнений.
Gorman-Rupp также предложила торцевое уплотнение из карбида кремния. С тех пор компания продолжает опережать конкурентов, поставляя новые и улучшенные материалы для поверхностей торцевых уплотнений. Сегодня для большинства насосов Gorman-Rupp предлагает композитный материал из спеченного карбида кремния, содержащий свободный графит. Он улучшает смазывающую способность для большей устойчивости при работе всухую и повышенной стойкости к тепловому удару по сравнению с обычными спеченными материалами. Благодаря присутствию графита этот материал также обеспечивает лучшее значение критерия PV (произведение давления на скорость) между сопряженными парами твердых поверхностей.
Торцевое уплотнение стандартно поставляется с эластомерами Viton. Оно также доступно с другими эластомерами для более сложных областей применения.
С учетом вышеизложенного, двойное плавающее самовыравнивающееся механическое торцевое уплотнение с масляной смазкой Gorman-Rupp доступно в нескольких комбинациях поверхностей уплотнения и эластомеров.
Двойное плавающее, самовыравнивающееся механическое торцевое уплотнение с масляной смазкой обладает рядом преимуществ:
С учетом этих преимуществ, торцевое уплотнение обладает способностью противостоять абразивам, химической несовместимости и ненадлежащему обращению, что приводит к увеличению срока службы. Однако его важно правильно установить. Также срок службы может зависеть от скорости, области применения и качества обслуживания.
Торцевое уплотнение почти не требует обслуживания. Рекомендуется периодически проверять масло в его полости. Масло может загрязнить перекачиваемая жидкость, и тогда оно становится молочно-белым, либо в него может попасть вода. Утечка может оказаться достаточно серьезной, чтобы вытолкнуть масло из полости торцевого уплотнения через смазочное оборудование. Если вода приобретает молочный цвет или в масле есть признаки воды, рекомендуется заменить масло, а также проверить оборудование. Если при этом масло не очищается, рекомендуется заменить торцевое уплотнение. Поскольку данная конструкция торцевого уплотнения поставляется с различными моделями насосов, для получения конкретных инструкций обратитесь к руководству по эксплуатации. Каждое торцевое уплотнение также поставляется с набором инструкций.
Перед выполнением любого технического обслуживания обращайтесь к руководству по эксплуатации и техническому обслуживанию насоса. Каждый узел торцевого уплотнения, независимо от конструкции, поставляется с инструкциями по установке. Сверяйтесь с ними перед началом любого ремонта.